Форум библиотеки - "Газеты и журналы Европы"

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Автор Тема: Ольга Камкина  (Прочитано 8561 раз)

Ольга К

  • Гость
Ольга Камкина
« : 09 Июня 2010, 12:35:54 »



По мистической Москве.
Москва удивляет, поражает, восхищает, завораживает… Одним словом ошеломляет! Человек, приехавший познакомиться с Москвой, неизменно встает перед выбором – с чего начать? Что именно посмотреть? Слишком большой, слишком разнообразный выбор. Ну, конечно, Кремль, Храм Христа Спасителя, Третьяковка, Арбат – это визитная карточка города. О них знают все. Но Москва – это еще и целый мир загадок и приключений. Ночью в Москве начинается совсем другая жизнь. И это вовсе на клубы, рестораны и вечеринки, их в любом городе достаточно. Заглянуть в мистическую Москву – вот что  действительно интересно. Правда и страшновато… Оказывается, Москва просто кишит привидениями и призраками. Хотя, наверное, это одно и то же. Не в этом дело. В старой Москве практически каждый дом, каждый переулок имеет свою тайну, ну и призрака, конечно.
Но начнем по порядку. Если вы готовы совершить путешествие в мир московских привидений – поехали! Лучше совершать такое путешествие на автобусе. Москва большой город и мест таинственных и аномальных в нем предостаточно. И, конечно же, лучше приглядывать друг за другом, чтобы ненароком никто не пропал, путешествие то не совсем обычное. Говорят, призраки не очень любят гостей. Неизвестно, как они вас примут. Тем более, что подобные экскурсии  начинаются уже вечером, а заканчиваются так вообще к полуночи.
Нет необходимости описывать маршрут автобуса, на самом деле он и не запоминается. Запоминаются отдельные места и связанные с ними легенды, таинственные предзнаменования и истории. Да взять хотя бы главную святыню Москвы – Храм Христа Спасителя.  Нет, привидений в нем, конечно же, нет. Не то это место, чтобы там водилась нечистая сила. Но проклятье на этом месте есть.  Ведь на месте будущего Храма в то время были знаменитый Алексеевский монастырь и церковь Всех Святых. Император приказал перевести монастырь в Красное село под Москвой и немедленно приступать к строительству храма. Но поползли по Москве слухи один страшнее другого: «Настоятельница-то Алексеевского монастыря сильно осерчала, что пришлось святую обитель ее разрушить. Прокляла монахиня место строительства, сказала, что не долго храму новому стоять и ничего-то на этом месте не построить». Как всем известно, предсказание настоятельницы сбылось. И даже не один раз. Бассейн же тоже разрушили… И дай Бог, чтобы сегодняшний Храм  стал последним, что построили на месте старого Алексеевского монастыря. И чтобы предсказание старой монахини больше не сбывалось.
Призраки: злые и не очень...
А вот место, где действительно страшно. Особенно ночью. Это бывшая знаменитая Хитровка. Располагается она в районе Подколокольных переулков. До 1923 года это место добропорядочные граждане обходили стороной. И не удивительно. Ведь такого скопления лихих людей не было ни в каком другом месте Москвы. Даже сейчас не рекомендую заглядывать в дом, где в то время располагался знаменитый трактир «Каторга». Там точно есть призраки. Не мало душ до сих пор бродят по этому дому.  Да и по самой  Хитровке ходят по ночам всякие нематериальные личности. Кстати именно в «Каторге» Сонька – золотая ручка хранила свои драгоценности. А на Ваганьковском кладбище по преданию есть ее могила с ангелом на надгробии (хотя может и не ее, точно не скажу). Однако в лихие 90-е все московские бандиты приходили туда и просили у Соньки удачи в своих темных делах. А после закрытия Хитровки стали там люди пропадать. По непонятным причинам… Вот шел, шел человек по улице – и никуда не пришел. Пропал.
На знаменитых Патриарших прудах живет не такой страшный, но не менее опасный призрак. Кто это? Конечно же, Бегемот. Черный, пушистый и здоровый. И многие его видели. Ходит себе по дорожкам, важничает. Но вроде пока никого не трогает. Хотя, зная характер булгаковского Бегемота – лучше не проверять. По другой легенде черный кот выходит из стены дома, переходит дорогу и заходит в стену другого дома. Его даже пытались фотографировать. Пустое...Какой же уважающий себя призрак проявится на фотографии?
Самый самоубийственный московский дом, всем известный Дом на набережной. Ночью смотрится очень величественно. Жить в нем было престижно и почетно … до определенного времени. А потом почему то жильцам этого дома совсем не хотелось жить. Статистики не знаю, врать не буду. Но вот вопрос. Толи там очень много призраков, толи сам дом уже стал управлять жизнью жильцов? В любом случае, даже просто стоять рядом с этим домом как-то страшновато, а уж жить в нем! Нет, мы уж лучше издалека посмотрим.  
Призраки влюбленные...
А еще лучше поедем к Новодевичьему монастырю. Там место хорошее, доброе. Правда далеко не все обитательницы сей обители попадали туда добровольно. Но дотронуться до монастырской стены и загадать желание очень рекомендую. Говорят, сбываются. А вот по дорожкам вокруг монастыря ночью прогуливаться не стоит. Есть там один влюбленный призрак. Страдает очень от неразделенной любви, заточенной в монастырских стенах. По преданию, это призрак князя Василия Голицина, который любил царевну Софью. Лучше не будем его беспокоить, ему и так плохо… Софья была сослана в монастырь Петром 1. Стоя под окошком ее кельи, можно даже ощутить тепло. Видимо - это нерастраченная любовь живет теперь в монастырских камнях.
В самом центре Москвы, на Большой Якиманке стоит очень красивый особняк. Жил в нем раньше купец один, и была у него красавица-жена. Да только неверная она оказалась и сбежала от него с иностранцем. Но и с другим у нее не сложилось. Пришлось вернуться. А купец, недолго думая, замуровал ее в стену. Чтобы больше не сбегала. Но это еще и не все. Потом в этом же доме находился Институт мозга, где хранили мозг самого вождя пролетариата, ну и изучали, конечно, его гениальность. А теперь представьте: в коридорах особняка по ночам стала появляться женщина в обществе кавалера. А кавалер был низкоросл, лыс и с бородкой… А потом  в особняке расположилось Французское посольство. Как истинные французы, дипломаты по достоинству оценили дом с такими «жильцами». И очень гордятся таким соседством.
А вот еще одна история про беглянку. Но этот купец жил в доме на Большой Полянке. Сейчас в этом доме Дворец детского творчества «На Полянке». В этой истории от отца сбежала дочь. И тоже с иностранцем. А вернулась уже на сносях. В гневе отец запер ее в комнате без еды и воды. Там несчастная и умерла. Так охранники Дворца творчества рассказывают, что по ночам слышат крики и мольбы о помощи. А еще люстры качаются и холодом веет…
Призраки...эксклюзивные
А вот возле дома Берии на Малой Никитской 28/1 живет совсем необычный призрак. Дело в том, что он...звуковой. Примерно в 2 часа ночи, стоя у дома, можно услышать звук мотора приближающего автомобиля. Люди, слышавшие этот звук рассказывают, что в этот момент по коже пробегает мороз и руки леденеют от ужаса. Ведь звук есть, а автомобиля то нет! Причем, если вы еще не сбежали, то имеете возможность услышать, как автомобиль-фантом останавливается, хлопают двери и звук начинает удаляться... А потом становится тихо... Уехал. А вообще, как оказалась, самое излюбленное место всяческих фантомов - это Кремль. Вот уж где много неуспокоившихся душ! Причем разных эпох и времен. Самый известный среди них - призрак Ивана Грозного, обитающий в колокольне Ивана Великого.
Можно практически бесконечно описывать легендарные и загадочные места Москвы. Ну а лучше, конечно побывать там и посмотреть, и почувствовать. Ведь каждое из них – это жизнь и любовь, трагедия и смерть. А закончить путешествие лучше всего  на Воробьевых горах. По легенде ветер Воробьевых гор сдувает все грехи. Только не забудьте снять головной убор – таковы правила. Отсюда мы и увидим всю Москву. Такую разную – открытую и одновременно загадочную.
« Последнее редактирование: 15 Февраля 2012, 09:08:52 от Ольга К »
Записан

Ольга К

  • Гость
Re: Ольга Камкина
« Ответ #1 : 10 Июня 2010, 09:39:00 »

«Место встречи изменить нельзя». По следам героев фильма.
Тридцать лет назад, 10 ноября, в День советской милиции, впервые был показан фильм Станислава  Говорухина «Место встречи изменить нельзя».  Сейчас трудно найти человека, который не знает, кто такие Жеглов и Шарапов.  Фильм очень быстро стал культовым, его разобрали на цитаты, имена его героев стали нарицательными. И даже если кто-то и не читал книгу братьев Вайнеров «Эра милосердия», по которой и был написан сценарий, то уж фильм смотрели все!
Действие фильма происходит в послевоенной Москве.  Но и сейчас можно совершить прогулку по местам знаменитого фильма и посмотреть, где орудовала знаменитая «Черная кошка», где бомбили «фраеров ушастых» Ручечник и гражданка Волокушина, где гуляли влюбленные Варя и Шарапов,  а Глеб Жеглов ловил воров, которые «должны сидеть в тюрьме!».
А начинается вся эта криминальная история, конечно же,  с МУРа.
Знаменитый МУР (Московский Уголовный Розыск), увековечил адрес Петровка, 38.
 Улица Петровка названа по основанному в этом месте в 14 веке Высоко-Петровскому монастырю.  Известный всем  дом №38  в 18 веке принадлежал князю Щербатову. Потом усадьба была куплена казной, и с 1816 года в ней находились Петровские жандармские казармы. В 1834 году в них был заключен Н.П. Огарев, написавший позднее об этом поэму «Тюрьма».  Ну а после 1917 года и по сей день здание принадлежит московской милиции.  Там Глеб Жеглов и Володя Шарапов и разрабатывали днями и ночами планы по поимке пресловутой «Черной кошки» и других московских бандитских группировок, «именуемых в простонародье «шайка».
Помогали им в этой нелегкой работе не только московские сыщики. Васю Векшина, ярославского коллегу Жеглова и Шарапова, бандиты  убили прямо в центре Москвы - на Чистых прудах.
Чистопрудный бульвар назван по своему расположению вдоль Чистого пруда. И хотя пруд всегда был только один, в обиход вошло название Чистые пруды. До 1703 года пруд вообще назывался Поганым, потому что в него сбрасывались отходы из находившихся поблизости мясных лавок и боен. Потом пруд почистили и переименовали. Летом на пруду всегда плавали  утки и лебеди, а с 19 века в зимний период пруд становится катком.  Каток на Чистых прудах – один из самых первых публичных катков в Москве. А неподалеку от пруда в открытой круглой беседке играл духовой оркестр.
Все помнят сцену из фильма, где Жеглов играет в бильярд с вором-рецидивистом Копченым.  Эта гениальная партия происходила  в Центральном Парке Культуры и Отдыха им. Горького на Крымском валу.
В 1928 году на заброшенном пустыре рядом с Нескучным садом, где некогда располагалась Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, был торжественно открыт Центральный парк культуры и отдыха. Создан он был как «комбинат культуры» на свежем воздухе. Москвичи с удивлением открывали для себя немыслимые по тем временам вещи - декоративный бассейн, аттракционы, площадки для игры в теннис. В 1932 году Парку присвоили имя писателя М. Горького. Со дня открытия  парк отдыха стал неотъемлемой частью истории и жизни Москвы.
Сцены в «коммерческом ресторане Астория» снимались в здании на улице Тверской, 10. Оно знаменито булочной легендарных хлебопеков Филипповых, открытой в 1860-е годы. Преуспевающие владельцы, поставщики Двора, в  1911 году надстроили здание для отеля, которому дали имя "Люксъ". Всем известна печальная история с тараканом, нечаянно запеченным в сайке, которая оказалась на столе генерал-губернатора А.А. Закревского. Когда Закревский указал на насекомого несчастному булочнику, тот не растерялся и ответил, что это изюм. Отправившись в пекарню, Филиппов немедленно вывалил в саечное тесто лоток  с изюмом и через час на столе у Закревского, да и во всей Москве появились знаменитые филипповские сайки с изюмом. Позже радом с булочной была открыта шикарная кофейня с зеркальными окнами, мраморными столиками, посетителей встречали лакеи в смокингах.
Прошло почти 100 лет, и в филипповском доме  с советских времен до конца 2008 года работала гостиница "Центральная». В наши дни здание  планируют  реконструировать, а нижние его этажи, где как раз и располагались булочные и кофейня, а в послевоенные годы тот самый коммерческий ресторан "Астория", будут сохранены и реставрированы. Сейчас, к сожалению, на это здание даже нельзя посмотреть, так как оно полностью закрыто на реставрацию.
Если спросить несколько случайных людей на улице, где раньше  находились «хазы» да «малины» - то ответ будет  однозначный – конечно же, в Марьиной роще!  С 20-30-х годов 20 века Марьина роща слыла самым опасным районом столицы. Это было сборище воров, убийц, грабителей, что-то вроде Двора Чудес в Париже или Хитровки в дореволюционной Москве.
А когда- то здесь был самый настоящий лес, который тянулся от Крестовской заставы почти до Бутырской слободы. Еще в 17 веке роща была замечательна тем, что служила сборным местом цыганок, плясунов, гитаристов. В 19 веке там праздновался «семик» (седьмой четверг после Пасхи). Повсюду ставились балаганы, палатки с выпивкой и закуской, устраивались кулачные бои и катания на каруселях.  Потом лесную малину Марьиной рощи сменила «малина» уголовная, ну а после 1960-х годов там началась массовое строительство многоэтажных домов. Сейчас в районе насчитывается 17 проездов Марьиной рощи. Причем, 7-ой и 16-й почему-то отсутствуют. Но это, как говорится, совсем другая история.  Кстати,  Верка-модистка, у которой Фокс хранил ворованные вещи, жила по адресу Шестой проезд, 10.   В фильме  не говорится, где именно находился дом Горбатого, но, где же ему еще быть, как не в Марьиной роще? 
Еще один знаменитый район, который не раз упоминается в фильме – это Сокольники.  Как раз у входа в павильон станции метро «Сокольники» (1935г., авторы И. Таранов и Н. Быкова) произошло романтическое свидание Вари Синичкиной и Володи Шарапова. Туда же, в Сокольники, рвался от погони Фокс.
Само же название Сокольники, конечно же, связано с соколиной охотой царя Алексея Михайловича. Часто он охотился в лесу, простиравшемся на северо-восток от города. Там же был устроен Сокольничий двор, где поселили сокольников с соколами.
Район Сокольники не раз попадал на страницы литературных произведений и холсты художников.  Московские бытописатели отводили Сокольникам  почетное место.   В 1935 году именно в Сокольниках была открыта конечная станция первой очереди московского метрополитена.
Эпизод, где Шарапов  «в сереньком пальтишке, в кепченочке и с журналом «Огонек» встречается с Аней, снимался у памятника первопечатнику Ивану Федорову
Памятник этот стоит на московской земле вот уже 100 лет - с сентября 1909 года.  Портрета первопечатника не сохранилось, но образ, созданный скульптором С. Волнухиным, настолько правдоподобен, что приобрел подлинную документальность. Иван Федоров служил дьяконом церкви Николы Гостунского в Кремле. Вместе с Петром Мстиславцем он организовал в Москве типографию, в которой была напечатана первая в России книга «Апостол». Поэтому и изображен первопечатник с только что отпечатанным оттиском этой книги, который он держит в руке.
Найденного ребенка, подкидыша, Шарапов  и Варя привезли в Родильный Дом №7 имени Грауэрмана на Новом Арбате, 7. В этом роддоме родилось столько знаменитостей, что его можно весь покрыть памятными досками. Но сейчас в нем Новоарбатская аптека и медицинский центр. И нет даже таблички, что это здание было когда-то самым знаменитым роддомом Москвы.
Ирина Соболевская, подруга убитой Фоксом Ларисы Груздевой,  жила на улице Божедомка, дом 7. Сейчас это улица Дурова.  Свое название Божедомка получила по находившемуся в этой местности «божьему дому» - моргу для неопознанных умерших и «дому убогих» - кладбищу для «странных, убогих и умерших насильственной смертью».
Но об этом страшном названии сейчас ничего на улице не напоминает. Зато все узнают театр Владимира Дурова с красивыми часами и скульптурами.
Одна из самых запоминающихся сцен фильма – виртуозный арест вора в законе Ручечника в Большом театре.
Большой театр – это старейший из московских театров, основан в 1776 году. Здание театра было построено в 1805 году архитекторами О. Бове и А. Михайловым, но после пожара в 1850-х годах было значительно перестроено архитектором К. Кавосом и обрело всем известный вид.
Фасад театра украсила статуя Аполлона – античного бога искусств, управляющего колесницей, запряженной четверкой коней (скульптор П. Клодт) В первые годы существования театра в нем ставились не только музыкальные, но и драматические спектакли. В 1842 году театр сделался Императорским, перешел только на оперы и балеты, среди которых основное место занимали произведения русских авторов – Глинки, Мусоргского, Бородина, Чайковского.
Но сейчас, Большой театр вновь находится на реконструкции, и пока мы не можем на него посмотреть.
Ну а закончить прогулку по «местам встречи» хочется на Большом Каменном мосту. Еще в самом начале фильма Шарапов и Жеглов шли по нему после долгого трудового дня и размышляли об эре милосердия. Там им еще повстречался солдат, любовавшийся с моста на Красную площадь.
Перекинулся мост через Москву-реку от Боровицких ворот Кремля. В 1687 году назывался он Всехсвятским и считался «восьмым чудом света». Возведен был под руководством старца Филарета и имел девять арок. Интересно, что под мостом находили в то время пристанище грабители и воры. В 1859 году обветшалый мост заменили на металлический, а в 1938 году был поставлен современный. 
Записан

Ольга К

  • Гость
Re: Ольга Камкина
« Ответ #2 : 08 Июля 2010, 14:17:38 »

Выставка «МЕСТО ГЕНИЯ»                                    LIEU du GÉNIE
Год России во Франции и Франции в России продолжается, и в рамках культурной программы 2010 года в Москве, в Государственном музее А С. Пушкина на Пречистенке была открыта выставка «Место гения» Lieu du Génie. Это совместный российско-французский музейный проект, призванный передать дух тех десяти мест, которые вдохновляли прославленных писателей - русских и французских. Вот эти-то «места силы» и исследовали в музеях России и Франции. На выставке представлены дома-музеи выдающихся писателей: Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого, Шолохова, Жорж Санд, Гюстава Флобера, Жюля Верна, Артюра Рембо, Луи Арагона и Эльзы Триоле.
 
Выставка «Место гения» на первый взгляд не похожа на выставку в традиционном понимании. Пространство экспозиции решено большими плоскостями цветных фотографий и черно-белой графики. Каждому писателю посвящен свой собственный небольшой зал. Атмосферу «среды обитания» гения создают инсталляции, фотографии, цитаты, географические карты.   
Монотипии немецкой художницы Якоб Кнапп, которые были использованы для баннеров в экспозиции – это  черно-белые карты «мест гениев». Они очень похожи на старинные карты путешественников, где прорисованы мельчайшие подробности места – речки, холмы, постройки, парки. На полях – путевые заметки, рисунки – они напоминают писательские наброски на черновиках произведений.  Открывает выставку карта Европы, а дальше можно увидеть карты всех мест, где жили и творили гении. В выставке принимают участие музеи-заповедники Л.Н. Толстого "Ясная Поляна", А.С. Пушкина "Михайловское", И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново", М.Ю. Лермонтова "Тарханы", М.А. Шолохова в станице Вешенская, Государственный музей Л.Н. Толстого в Москве, музей Флобера и истории медицины при Университетском объединении больниц Руана (Флобер родился в больнице), Дом Жорж Санд в Ноане, Международный центр Жюля Верна в Амьене, музей Артюра Рембо (Шарлевиль-Мезьер), Дом Эльзы Триоле и Арагона (Сент-Арну-ан-Ивелин).
 
Рядом с картами можно прочитать цитаты и высказывания самих писателей. Чем для них стали эти места, как они относились к своей «тихой гавани», месту своего творчества, какое отражение нашли эти места в творчестве гениев? Вот, например Гюстав Флобер говорит: « Я наслаждаюсь тем, что снова у себя дома, и словно какой-нибудь мелкий буржуа, сижу себе на своих креслах, посреди своих книг, в своем кабинете, с видом на свой сад»… Или слова Жорж Санд: «Художник рождается путешественником, его разум странствует постоянно. Все дороги мира открыты перед ним – не покидая сени деревьев в своем саду, он волен пройти по любой из них».
Необычны и даже немного таинственны работы фотохудожника Ивана Бойко. Его секрет – камера-обскура (лат. «темная комната»). Представьте себе, что вы смотрите на мир через небольшое отверстие в черном ящике. Все увиденное расширяется и становится как будто  «глубоким».  Первые камеры-обскуры и представляли собой затемненные помещения (или большие ящики) с отверстием в одной из стен и экраном на противоположной стенке (матовым стеклом или тонкой белой бумагой).  Камера-обскура – это очень древнее изобретение. Еще Леонардо да Винчи делал свои  зарисовки  с натуры с помощью такой камеры. Использование фотохудожником Иваном Бойко столь старинной техники съемки придал его работам особый колорит.
«У каждого гения есть свое место в мире, - говорит Владимир Толстой -  один из главных инициаторов выставки, директор музея-усадьбы "Ясная Поляна". - Но его собственный мир не растворяется в других мирах, он с ними лишь соприкасается, пересекается, взаимодействует, ведет неслышный и непрестанный диалог из своего далека, из глубины своего времени. Дома писателей - это условные стены их поистине безграничных миров. Они, как сосуды, продолжающие хранить их дух».
Выставка будет открыта в Государственном музее А.С. Пушкина до сентября 2010 года.
Записан
 


OK Используя этот сайт, вы даёте своё согласие на использование файлов cookie. Это необходимо для нормального функционирования сайта.
»Дополнительная информация