Форум библиотеки - "Газеты и журналы Европы"

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Автор Тема: Еврейская душа Пушкина  (Прочитано 11910 раз)

abrosimov

  • Гость
Еврейская душа Пушкина
« : 09 Мая 2010, 11:04:48 »


Статья Леонида Пекаровского «Тайна избранности. О всемирной отзывчивости еврейской души» опубликована в «Еврейской газете» №5 (май) за 2010 год. Автор, безусловно, человек эрудированный, тем не менее, удивляет ходом своих рассуждений.

Обсуждая поэтический образ Пушкина, созданный Мариной Цветаевой, который во многом подпитывался ее мифологическими представлениями, автор встраивает его в чисто литературоведческие и философские построения, то есть превращает в категории научных аргументов и доказательств. Вполне логичным поэтому представляется ему выводить «вселенский гений» Пушкина из его еврейства, из его якобы еврейских корней, о которых писала Цветаева. При этом утверждается, что только «еврейская душа» в связи с «уникальностью ее строения» обладает «всемирной отзывчивостью», так необходимой подлинным поэтам, и что в «еврейской крови» заключена разгадка «светлого пушкинского гения». Таким вот образом то, что у Цветаевой является поэзией либо плодом ее поэтческих же размышлений в дружеском письме к другому поэту, к Пастернаку, превращается в прозу, научную модель, причем весьма странного свойства.

Можно соглашаться или не соглашаться с мыслью Л.Пекаровского, что еврейское Просвещение XVIII века высвободило еврея, обладающего «многими талантами, высочайшим интеллектом», ранее «герметически закупоренных в объемах синагоги», «превратив в народ Эйнштейна, Кафки, Бродского, Башевис-Зингера, Пастернака». Но поиски еврейской крови в жилах Пушкина и выведение именно из этого обстоятельства его гениальной «всемирной отзывчивости», которой не обладает никакой другой народ, кроме еврейского, выведение именно отсюда «светлого пушкинского гения» смахивает, мне кажется, на проповедь национальной исключительности.

Отметим при этом, что понятие богоизбранности еврейского народа в рамках иудаизма является вполне органичным. Но Л.Пекаровский как бы переводит ее в светские реалии, заданные идеями Просвещения. И богоизбранность становится в его изложении уже чисто светским понятием еврейской национальной исключительности. Такая принципиальная метаморфоза может быть и покажется некоторым читателям незначительной или окажется ими незамеченной, но, тем не менее, не может не насторожить.

Невольно вспоминаешь, что отъявленные антисемиты тоже настойчиво ищут (и находят, конечно, ибо всегда можно найти заранее заданное, если очень хочется) в известных деятелях, им почему-либо несимпатичных, «еврейскую кровь» (некоторые выражаются более современно – «гены»), выводя именно отсюда их общественную вредность для здорового национального организма. И явление это никак нельзя назвать простой ксенофобией, как его характеризуют, рассуждая о русских, к примеру, юдофобах, ибо это настоящий расизм.

Так что это по поводу Пушкина? Расизм с обратным знаком? Когда не злокозненность, а напротив, гениальность связывается с реальным или воображаемым национальным происхождением того или иного человека.

И главный вопрос. Разве подобный подход имеет хотя бы отдаленное отношение к такому естественному чувству, как подлинное чувство национальной гордости?

Игорь Абросимов

Записан

Rada

  • Гость
Re:Еврейская душа Пушкина
« Ответ #1 : 01 Декабря 2011, 07:57:24 »

Затея не дать гению Пушкина рождения от русской культуры и лишить русского духа показывает вселенскую значимость гения: всем хочется на "оправданных " основаниях быть его потомками.
Записан

abrosimov

  • Гость
Re:Еврейская душа Пушкина
« Ответ #2 : 08 Декабря 2011, 18:13:13 »

В увлечении всевозможными оригинальными построениями, мне кажется, никогда не следует терять чувства здравого смысла...
Записан
 


OK Используя этот сайт, вы даёте своё согласие на использование файлов cookie. Это необходимо для нормального функционирования сайта.
»Дополнительная информация